Проект Ubuntu анонсировал дисплейный сервер Mir, альтернативу Wayland и X.Org. Unity переходит на Qt

Изображение пользователя dm.

Компания Canonical анонсировала планы по созданию собственного графического стека, основой которого будет выступать новый дисплейный сервер Mir, который будет использоваться вместо X-сервера и Wayland. Первоочередное внимание в новом стеке уделяется Qt, который будет использоваться в качестве основного тулкита для приложений и графического окружения дистрибутива.

Одновременно с Mir представлен проект Unity Next в рамках которого планируется провести кардинальную внутреннюю реорганизацию оболочки Unity. Наиболее существенным изменением станет переход с GTK+ и OpenGL-тулкита Nux на Qt5 и средства декларативного описания интерфейса QML. В итоге, новая оболочка, сохранив прежний внешний вид и особенности использования, сможет применять единую кодовую базу при формировании окружений для различных классов устройств, автоматически адаптируясь к широкому диапазону экранных разрешений (от смартфонов до ПК) и систем ввода (клавиатура/мышь, сенсорный экран, пульт ДУ).

Mir включает в себя две базовые библиотеки: libmir-server с набором функций для реализации композитных серверов и libmir-client с реализацией клиентского интерфейса, позволяющего приложениям взаимодействовать с сервером. На базе libmir-server развивается композитный сервер unity-system-compositor. Клиентские библиотеки представляют средства для организации работы существующих тулкитов поверх композитного сервера, например, уже подготовлен набор биндингов QMir для интеграции с Qt, планируется создание аналогичных биндингов для GTK+.

Интеграцию Mir в дистрибутив и наращивание функциональности нового графического стека планируется производить поэтапно. Код Mir развивался как внутренняя разработка Caninical с июня прошлого года. Пакеты с начальной реализацией Mir можно загрузить уже сейчас, тем не менее доступен лишь базовый каркас, большая часть функциональности пока только в планах. В настоящее время код Mir насчитывает около 15 тысяч строк кода на языке C++. Инструкцию по сборке и запуску Mir можно найти на данной странице, для работы требуется использование модифицированной версии пакета Mesa, в который добавлен новый DRI2-компонент EGL.

Первый прототип окружения Unity Next, основанного на Mir будет доступен для тестирования в начале мая. В октябре 2013 года планируется обеспечить полную интеграцию Mir и UnityNext с дистрибутивом и задействовать данные компоненты в редакции Ubuntu для смартфонов. Для запуска X-приложений будет предусмотрен специальный режим совместимости, основанный на обеспечении запуска X-сервера поверх Mir. В апреле 2014 года новое окружение будет доступно для всех платформ, включая десктопы, планшеты, телевизоры.

В большинстве ситуаций использование Mir не отразится на взаимодействии пользователя с системой, который не заметит каких-либо изменений и сможет как и раньше запускать любые графические приложения. В новом окружении можно будет без предварительной пересборки запустить уже собранные приложения на базе таких тулкитов, как Qt и GTK+. Оболочка Unity внешне останется неизменной. Будет продолжена поддержка запуска приложений, привязанных к библиотекам и особенностям X11. Работа Mir будет организована поверх существующей инфраструктуры видеодрайверов, бесшовно будут поддерживаться как свободные, так и проприетарные драйверы, а также EGL-драйверы платформы Android. В настоящее время уже возможна работа со свободными драйверами Intel и Radeon, но пока отсутствует поддержка Nouveau. Также пока невозможна работа с проприетарными драйверами NVIDIA и AMD, но Canonical уже договорилась с производителями данных драйверов о внесении изменений для обеспечения поддержки EGL, которая необходима для работы Mir.

Вначале компания Canonical рассчитывала перевести графический стек дистрибутива на использование Wayland, но в конечном счёте разработчиков Ubuntu не устроила применяемая в Wayland организация обработки событий ввода, во многом повторяющая подход X.Org и затрудняющая построение современных систем для мобильных устройств с сенсорными экранами. Кроме того, часть протокола Wayland, предоставляет первостепенные средства для интеграции с пользовательской оболочной, в то время как разработчики Ubuntu пытаются полностью исключить какую-либо привязку протокола к оболочке. Работа Mir с оболочкой организована через использование дополнительных фронтэндов, что позволяет обеспечить возможность работы с различными протоколами и легко портировать дисплейных сервер для произвольных графических стеков. В качестве системы ввода планируется задействовать input-стек платформы Android, который был адаптирован разработчиками Canonical для использования вне платформы Android.

Дополнение: Реализуемость проекта поставлена под сомнение некоторыми разработчиками X.Org. С критикой также выступил Кристиан Хогсберг (Kristian Høgsberg), создатель проекта Wayland, который указал на то, что аргументы против использования Wayland надуманы, например, предлагаемая в Mir система обработки ввода уже реализована и доступна в Wayland. Карстен Хайтцлер (Carsten "Rasterman" Haitzler), основатель и лидер проекта Enlightenment, подчеркнул абсурдность мотивов создания Mir, призвал игнорировать данный проект и подключиться к разработке Waylаnd. Кроме того, отмечается, что среди людей, привлечённых к развитию Mir, отсутствуют разработчики с большим опытом работы над низкоуровневыми компонентами графического стека Linux. В основном к работе привлечены разработчики Unity и сопровождающие пакетов с Compiz.

Новость взята с Opennet.ru

0
dyug - 5 Март, 2013 - 11:02

если читать отзывы конкурентов, то мне это очень напоминает выступления наших либерастов.
"должно быть только то, чем руководим мы" :-)
То есть никаких движений в сторону, "то что мы делаем самое лучшее, и неважно что оно глючит" :-)

+6
Shakal - 5 Март, 2013 - 15:01
Изображение пользователя Shakal.

Если как следует погуглить отзывы конкурентов,это в большей степени напоминает взгляд трезвого политобозревателя на современную демократию: недостатки никто не отрицает, но трудно поверить обещанию создать новую партию демократического толка, которая сохранит все плюсы и при этом избавится от минусов. Космонавт пытается ненасильственным путём, за счёт улучшения (по всем пунктам,с точки зрения пользователя,как бы кто ни относился к юнити) бесплатного открытого продукта захватить линукс-нишу - и при этом значительно её расширить.Ключевое слово в возражениях - "трудноосуществимо",и с этим трудно спорить,но если вспомнить все успехи Каноникал за последние годы - можно если не верить, то, как минимум, - надеяться на успех. Впрочем, денег Марк ни у кого не просит, в случае неудачи - это потеря Каноникал, в случае успеха - выигрыш пользователей и Линукс.Ждём и желаем удачи...

+1
Lang - 5 Март, 2013 - 13:52
Изображение пользователя Lang.

И останется Каноникл только своё ядро навалять...

+1
DarkneSS - 5 Март, 2013 - 14:27
Изображение пользователя DarkneSS.

Звучит вкусно, ждём ебилдов :)

0
XaHyMaH - 5 Март, 2013 - 20:24
Изображение пользователя XaHyMaH.

Интересно, а с чем связан выбор такого названия - "Mir"?

0
Lang - 5 Март, 2013 - 22:50
Изображение пользователя Lang.

Космонавт помнит гордость СССР

0
DarkneSS - 5 Март, 2013 - 22:55
Изображение пользователя DarkneSS.

Скоро май :)

0
RA9OAJ - 6 Март, 2013 - 04:35
Изображение пользователя RA9OAJ.
А вообще я не зря начал работать с Qt. Qt - именно то, что сделали программисты для программистов, причем сделали так, чтобы от этого не страдал пользователь.
0
mft - 8 Март, 2013 - 12:53

Canonical понесло... Сначала они поддерживают всячески Wayland, теперь они решили и от него отказаться. Теперь они пишут свой велосипед у которого нет совместимости ни с X ни с Wayland. Они забили на сообщество, это уже давно стало понятно.

В прошлом году Марк заикнулся о том, что надо дистанцироваться от сообщества во время разработки. После чего он начал судорожно оправдываться в ответ на критику со всех сторон. А на деле уже есть несколько примеров закрытой разработки - Ubuntu Phone, Mir. Конечно они открывают исходники, но это не в счёт. Они что-то делают сами, а потом говорят сообществу - "Мы вот так решили и все вместе будем этим пользоваться!" Конечно понятно почему он так делает (он хочет догнать мировых лидеров), но я сомневаюсь что это приведёт к чему-то хорошему.

Вот ещё в тему и ещё и ещё немного.

+1
NikolayTrB - 8 Март, 2013 - 13:53
Изображение пользователя NikolayTrB.

Теперь они пишут свой велосипед у которого нет совместимости ни с X ни с Wayland. с чего это?
Для запуска X-приложений будет предусмотрен специальный режим совместимости, основанный на обеспечении запуска X-сервера поверх Mir

0
mft - 8 Март, 2013 - 14:04

Да, это я упустил. Но лучше от увеличения прослоек не станет, тот же Wayland вызвал много возмущения по этому поводу. Нативной поддержки для Mir в kde не предвидится.

+2
DarkneSS - 8 Март, 2013 - 14:39
Изображение пользователя DarkneSS.

Больше велосипедов: хороших и разных ;)

0
mft - 8 Март, 2013 - 15:43

Скоро увидим, что из этого получится. Но мне не нравится эта идея только потому, что уже есть Wayland. На него сейчас все (например Qt, KDE) ориентируются и планируют переходить совсем скоро. KWin весь перепилили из-за перехода с X на Wayland. А теерь Марк говорит, мы тут замутили Mir и я думаю, что он отлично подходит и для KDE. Что ответили на это разработчики KDE по ссылкам выше можно прочитать.

0
DarkneSS - 8 Март, 2013 - 23:12
Изображение пользователя DarkneSS.

KWin весь перепилилиНасколько я понял, в вяленом все оконные менеджеры должны были быть заменены вестоном.

0
mft - 9 Март, 2013 - 06:39

Ну неправильно значит понял. В кедах weston не будет использоваться. В KWin будет функционал композитного сервера, то есть kwin будет поверх Wayland.

0
DarkneSS - 9 Март, 2013 - 13:37
Изображение пользователя DarkneSS.

ОК :)

0
Mike - 8 Март, 2013 - 16:29
Изображение пользователя Mike.

велосипедов Ты хотел сказать "костылей"?

0
DarkneSS - 8 Март, 2013 - 23:12
Изображение пользователя DarkneSS.

Буквоедство детектед.

0
Mike - 9 Март, 2013 - 06:35
Изображение пользователя Mike.

дык от тебя научился =)

0
DarkneSS - 9 Март, 2013 - 13:37
Изображение пользователя DarkneSS.

А чего это ты вечно плохому учишься? ;) Хорошему учись!))

0
itrch - 9 Март, 2013 - 16:37
Изображение пользователя itrch.

В него уже не помещается. Я проверял)))

0
Mike - 10 Март, 2013 - 08:21
Изображение пользователя Mike.

Падре, твои методы проверки не валидны! =)

+1
Mike - 10 Март, 2013 - 08:21
Изображение пользователя Mike.

Если не знать, что такое плохо, то никогда не поймешь, что такое хорошо! =)

0
Susumo - 8 Март, 2013 - 19:11
Изображение пользователя Susumo.

Ну на счет велосипедов в этой категории мое мнение отрицательно, я плохо разбираюсь в работе xserver'a wayland'a или чего то подобного, но на сколько я знаю блобы пилятся в определенном направлении (сейчас xserver), в двух (а то и в трех) нам давно дали понять, что не будут пилится, и если со открытыми дровами под ати есть прогрес, то под нвидиа вопрос жесткий.

0
DarkneSS - 8 Март, 2013 - 23:24
Изображение пользователя DarkneSS.

если со открытыми дровами под ати есть прогресЕсли — ключевое слово. Нвидиа сотрудничает с валвом и пилит дрова даже под фрибсд. Почему-то мне кажется, что бунтоводам не стоит переживать ;)

0
Susumo - 9 Март, 2013 - 23:01
Изображение пользователя Susumo.

Что линуксы, что фря POSIX и опят же xserver.

зы Я думаю вам надо было меня цетировать так
если со открытыми дровами под ати есть прогрес, то под нвидиа вопрос жесткий
в таком виде передается тот смысл который я закладывал в эту фразу. Открытые дрова действительно лучше под ати(с проприетарными наоборот), испытано на себе.

0
DarkneSS - 10 Март, 2013 - 00:42
Изображение пользователя DarkneSS.

Та я в том смысле цитировал, что профита и от открытых, и от закрытых дров амд в сумме меньше, чем только от блоба нвидиа. Пускай нвидиа ничего не открывает, зато пилят приятный продукт для широкого круга потребителей. С теми же атишными дровами (даже открытыми, возможно, слишком завязано всё на платформу) в бсдях каши не сваришь, юзают весу.

0
Susumo - 10 Март, 2013 - 10:44
Изображение пользователя Susumo.

Мы кажется о разном говорим я про то, что нвидиа уже заявляла, что не будет пилить дрова под wayland, думаете они будут пилить под mir, если пользователи нвидиа не повлияют на это, то будут только открытые дрова, как с блобами под ати не знаю, не следил, думаю ситуация не лучше. Как видно из выше сказанного не взирая на качество блобов от нвидиа, велика вероятность что пользователям wayland и mir они не помогут.

зы Думаю спор бесполезен пока не релизнутся wayland и mir, там и видно будет.

0
NikolayTrB - 10 Март, 2013 - 14:49
Изображение пользователя NikolayTrB.

Это особенно актуально, если учесть, что в тексте новости сказано, что пока невозможна работа с проприетарными драйверами NVIDIA и AMD, но Canonical уже договорилась с производителями данных драйверов о внесении изменений для обеспечения поддержки EGL, которая необходима для работы Mir.

0
DarkneSS - 10 Март, 2013 - 15:49
Изображение пользователя DarkneSS.

Нвидиа будет пилить дрова под убунту, потому что там валв со стимом. В контексте вайленда нвидиа сказала, что сначала нужно дождаться, когда его использовать начнут. И была права: пилить под каждую реализацию дрова — неблагодарное занятие.

+2
Жюстина - 8 Март, 2013 - 20:20
Изображение пользователя Жюстина.

Плин, сколько ни пользуюсь кубунтой, - постоянное ощущение, что на мне ставят эксперименты!

+3
GVA - 8 Март, 2013 - 20:56
Изображение пользователя GVA.

Хм... Марк, кажется она о чём-то догадывается...

0
dyug - 11 Март, 2013 - 17:27

Особенно интересно прочитать то,что написано под статьей, в комментариях...
И после этого разговоры о разработчиках того же Квина (а я КДЕ в свое время сам собирал) мне не кажутся такими уж фальшивыми.
А учитывая, как прошел переход с 3 КДЕ на 4 КДЕ - лучше им молчать в тряпочку.
А если Шатлворт договорится с Нвидией и АМД на тему поддержки (а он это обещал), то у Вайланда будут весьма серьезные сложности с внедрением своего продукта... :-)

P.S. Уже не помню почему, но то что Вайланд мне не нравится - я помню. :-)

0
mft - 11 Март, 2013 - 17:56

а он это обещал
Он много чего уже наобещал.

А Mir очередное обещание.

0
dyug - 11 Март, 2013 - 18:04

Можно узнать конкретно, что именно он обещал и не выполнил? :-)
Вайланд - это тоже пока что в основном обещание, а не реальность.

0
mft - 11 Март, 2013 - 18:12

Он вот тут пообещал помочь GNOME и KDE с переходом на Wayland.

0
mft - 11 Март, 2013 - 18:22

Вайланд - это тоже пока что в основном обещание, а не реальность.
Ну да) Он есть в репах и Qt5 уже его поддерживает.

0
dyug - 11 Март, 2013 - 18:45

гмм, в репах очень много чего есть...
но реально заявленное в вайланде увы - не реализовано. Может пока, а может и как получится...
Так что так и запишем, обещалось много, ничего не сделано, существует только базовая функциональность. :-)

Посему заявлять что вайланд это круто, а мир - это дерьмо - ну как минимум не очень корректно.

В конце конов тот же Юнити уже не вызывает падения на каждый чих. Да и отторжения такого, как раньше - тоже. :-)

Почему бы не поверить еще в один проект, который имеет достаточно профессиональных разработчиков.

0
mft - 11 Март, 2013 - 19:45

мир - это дерьмо
я об этом и не говoрил.

Ну если всё будет круто работать и перейдёт в другие дистры это хорошо, если это останется в рамках Ubuntu будет не очень хорошо для kde юзеров.

0
dyug - 12 Март, 2013 - 12:43

мир - это дерьмо

я об этом и не говoрил.
Я тоже не имел тебя лично в виду, а тех кто это сказал просто из соображений - конкурент нарисовался!

+1
GVA - 11 Март, 2013 - 19:12
Изображение пользователя GVA.

Когда кнопочки влево переносили, обещал что на старом месте появится такая себе супер-кнопка, реагирующая на жесты. Не выполнил.

0
wherecat - 12 Март, 2013 - 09:12
Изображение пользователя wherecat.

Сдается мне, в Каноникал серьёзный недостаток кадров, которые знают дао средне- и долгосрочного планирования. Не та капитализация, чтобы позволить себе безболезненно шарахаться туда-сюда.

+1
mft - 21 Май, 2013 - 17:13

PS. Обратите внимание на систему и футболку)

0
Гость - 18 Июнь, 2013 - 15:17
0
Гость - 3 Июль, 2013 - 08:46

Вообщем-то прикольно
(А не маечке у него KDE !!!)

0
mft - 28 Сентябрь, 2013 - 19:44

Для запуска X-приложений будет предусмотрен специальный режим совместимости, основанный на обеспечении запуска X-сервера поверх Mir.
Ага, вот только в случае видеокарт Intel придется патчить драйвера самим. В Intel посчитали, поддержку XMir ненужной.

PS: и правильно сделали.

0
Жюстина - 28 Сентябрь, 2013 - 21:16
Изображение пользователя Жюстина.

Судя по их видеокартам, они и видеокарты, как класс устройств считают не нужными.

0
DarkneSS - 28 Сентябрь, 2013 - 21:40
Изображение пользователя DarkneSS.

В репах Каноникал и пропатчит.

0
mft - 30 Сентябрь, 2013 - 18:18

я это и имел в виду)

0
NikolayTrB - 29 Сентябрь, 2013 - 22:34
Изображение пользователя NikolayTrB.

Ordered-by: The Management
Им за вяленого просто обидно стало.
К тому же, mir еще не вышел.

0
mft - 30 Сентябрь, 2013 - 18:20

каноничные себя повели не хорошо, поэтому их теперь игнорят.

0
Жюстина - 30 Сентябрь, 2013 - 18:29
Изображение пользователя Жюстина.

поигнорь ка нвидию )))

Вроде как 3 буквы уже было и кстати не одна презентация была с этимим буквами на счёт мира

Более того HL не поддерживает ваши там миры, банально хедкрабы хотят X11

И не хочется мне внукам объяснять что это такое. (хотя бы детям)

0
RA9OAJ - 30 Сентябрь, 2013 - 09:44
Изображение пользователя RA9OAJ.

Недавно прочитал очередной номер LXF. После этого я согласен с тем, что X.org впринципе уже устарел. Что бы что-то в нем менять - нужно очень сильно постораться, а лучше написать его заного. Уж слишком все там закостенело...
Посмотрим, что выйдет из этого Mir.

0
Жюстина - 30 Сентябрь, 2013 - 17:11
Изображение пользователя Жюстина.

Какие именно возможности на столько активно используются что уже устарели, кроме банального вывода картинки на экран? (там ещё и возможность вывода картинок на сеть есть, далеко не все в курсе, а ещё и шифролвание любыми методами при передаче картинки, ну и вообще прелести, кстати все виртуальные машины работают через те самые иксы, а вот валанчик не предусматривает этого оно скорее поверх работает!" )

Фотошоп не нужен 99% тех кто считает это нужной программой. Дальше установки драйверов не доходило использование иксов?

ПЫСЫ: Что именно из новшеств предполагается использовать? Кроме войны с драйверами нвидии и ати или интел....

+1
mft - 30 Сентябрь, 2013 - 18:36

Wayland это новый общепринятый стандарт, который приходит на смену Xorg. Иксы с десктопов наверно ещё пару лет не уйдут, а вот потом скорее всего Wayland станет новым Open Source стандартом графического стека.

немного цитат, отсюда http://www.x.org/wiki/XorgFoundation/Reports/2013/

Development
...
The Wayland project gained some momentum in 2012. The Board has agreed that supporting Wayland, Mesa, and other affiliated X.Org projects is a high priority. Some envision a Wayland-based future for open source graphical infrastructure; the Board's role is to ensure that open source graphical environments have a healthy future, whatever technical direction the community chooses to pursue.
...
Conclusion
The state of the X.Org Foundation is strong. The X Window System continues to be the go-to graphical infrastructure for Open Source desktops.
Building on previous prognostications, I quite confidently predict that 2013 will be the Year of Mobile Wayland. I'm looking forward to it.

PS: я не пишу что-то связанное с граф стеком и лично не знаю как там обстоят дела, но прочитав некоторые статьи о Wayland и XOrg, соглашусь с тем, что за Wayland будущее. А Mir мне не то чтобы не нравится, мне не нравится политика Canonical.

0
Жюстина - 30 Сентябрь, 2013 - 18:50
Изображение пользователя Жюстина.

Если по англицки сказать глупость, то оно станет истиной?

Это сектанты иеговисты говорят ежедневно, только основы другие!!!! (так случайно получилось, что я англицкий ваш знаю и тупо фигню слать не надо! ))) )

Результаты иксов я знаю, покажите мне примеры повседневного общения с другими вещами, сетевой транспорт устройств например.... нукась! А то в аурдинио сеть наладиди а вот не в курсях что легко сымитировать все виды устройств... Ну я уровень хабра думаю....

Нельзя забывать, что это не только видео, а и все подключаемые устройства, что на много важнее!!!

+1
lord_i - 6 Апрель, 2017 - 22:45
0
kot040188 - 6 Апрель, 2017 - 23:11
Изображение пользователя kot040188.

Космонавт тянул одеяло на себя. Одеяло порвалось. Нужно больше форков!

+2
XaHyMaH - 7 Апрель, 2017 - 08:03
Изображение пользователя XaHyMaH.

Если ты идёшь по-маленькому подставляя своё лицо вольному ветру, то не удивляйся, что одежда твоя станет мокрой )

0
werkty - 7 Апрель, 2017 - 12:01

Я так понимаю, что и перед убунту замаячила некоторая неопределенность...

+3
kot040188 - 7 Апрель, 2017 - 19:42
Изображение пользователя kot040188.

Есть древняя легенда, что когда закончится алфавит, бубунте капец…

0
werkty - 7 Апрель, 2017 - 17:27

манжару_в_кедах что ли пощупать...

0
kot040188 - 7 Апрель, 2017 - 21:38
Изображение пользователя kot040188.

Я щупал, многое лежит в ауре, а там многое не собирается само…

0
AlexBKost - 7 Апрель, 2017 - 19:58

Не стоит тратить время на ерунду. Через неделю пощупаете 17.04.

0
werkty - 7 Апрель, 2017 - 21:37

Ну, одно другому не мешает. Манджара 17.01 недурственно выглядит. Хотя с амд_ешным видео немного непривычно. Даже xnview в ауре нашел. И работает. Вот выйдет 17.04, тогда я ее наглядно сравню на одном ноуте. А там дальше посмотрим, кто раньше крякнет.

0
kot040188 - 7 Апрель, 2017 - 21:39
0
werkty - 7 Апрель, 2017 - 21:44
0
kot040188 - 8 Апрель, 2017 - 00:10
Изображение пользователя kot040188.

Он там наверняка сам не обновляется.

Отправить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите цифры