Несколько слов о шахматах

Изображение пользователя Dimax.

Итак, как любитель шахмат я задумался о том, что же мне предложит Линукс, кроме того, что можно запустить wine. Шахматный софт условно можно поделить на две категории: программы-оболочки, которые в шахматы не играют, и собственно движки, которые передают ходы программам оболочкам. Оболочки довольно близко граничат с программами обработки баз шахматных партий, которые, обычно, тоже умеют взаимодействовать с движками, чтобы анализировать позицию из какой-нибудь партии. Обычно в них есть возможности сыграть с подключенными движками.

Под Линукс программа для работы с базами - это Scid (страница проекта http://scid.sourceforge.net) Как я помню, проект угасал, но потом был подхвачен другими людьми, и сейчас активно развивается. В данный момент доступна версия 3.6.24 от 22-го июня 2008 года. С сайта проекта можно скачать исходники, чтобы их откомпилить, нужны библитеки tk8.4-dev и tcl8.4-dev и, разумеется, компилятор C. Внешне, это весьма симпатичная программка, конечно, не обладающая возможностями таких гигантов, как Chess Base или Chess Assistant, но способная удовлетворить потребности любителя. Она открывает базы в формате pgn, позволяет сортировать базу, находить в ней дубли, искать партии по позиции, по материалу, и, говорят, хотя я сам пока не понял как, умеет искать партии по маневру. На странице этой программы есть также небольшая дебютная библиотека, языковой файл, унифицирующий написание латинницей фамилий раных гроссмейстеров и даже небольшая база фотографий. Программа переведена на русский язык, но к сожалению, то ли я тупой, то ли кодировку изменить не удается. Короче говоря, файлы с русскими названиями она отобажает нормально, но после переключения на русский язык названия пунктов меню отображает неправильно.

Теперь о других облочках. Весьма красива оболчока glChess, но она не предназначена для работы с базами. В ней можно поиграть с уже установленными движками, о которых мы поговорим позже. Говорят под Линукс шла оболочка Arena, так как можно, в силу открытости проекта, заполучить исходники и немного покопавшись, откомпилить их, но я сам этого не видел. Вероятно, ее можно запустить под wine, но такие костыли не рассматриваем. Оболочка xboard предназначена только для игры, причем, видимо, только в движком gnuchess (по крайней мере мне не удалось найти, как изменить его на другой).

Движок Shredder (www.shredderchess.com) поставляется со своей оболочкой, которая весьма удобная, да только этот тандем платный. Оболочка Shredder'а обладает многими функциями для работы с базами, однако, на мой взгляд, она не сильно выигрывает у Scid'а. Зато она умеет обращаться к онлайновым дебютным и, что особенно здорово, 3-4-5-6 фигурным эндшпильным базам родного сайта, что позволяет мгновенно оценить позицию. Увы, еще раз повторяю, и сам движок, и его оболочка платные, и весьма недешевые. Shredder - это один из двух топовых движков, которые работают под Линукс.

На странице http://live.gnome.org/glChess/ChessEngines можно посмотреть какие именно движки есть под Линукс. Безусловно, самый сильный из перечисленных там (кроме Shredder'а, про который мы уже говорили), это Toga II. Это модифицированный движок Fruit, поддержка которого была прекращена. Кроме того под линуксом работает еще один топовый движок - это Zappa, которой в прошлом году на чемпионате мира в выставочном матче случилось обыграть Rybka. Zappa - платная, хотя автор был сторонником бесплатного распространения, о чем говорил в своем интервью. На просторах интернета, разумеется, валяются архивы с этим движком, тем более, что он никак не защищен от копирования.

У самого сильного компьютерного движка Rybka пока нет версии под Линукс, хотя его автор Васек Райлих обещает его выход в ближайшее время. Зато у Rybka есть бесплатные версии (более древние и не поддерживающие многоядерность), которые с помощью wine можно подключить к Scid. Даже такие устаревшие версии сильнее, чем многие последние версии бесплатных движков.

Комментарии (29)

0
Гость - 20 Октябрь, 2008 - 17:58

Спасибо за этот краткий обзор. Русский язык в меню отображается корректно после перекодирования файла scid/tcl/lang/russian.tcl в utf-8.

0
Гость - 29 Июнь, 2009 - 15:50

"Оболочка xboard предназначена только для игры, причем, видимо, только в движком gnuchess"

Это неверно. С репозиториев для kubuntu можно скачать движок Crafty, установить и запустить его в xboard командой:
xboard -fcp crafty

0
tdox - 27 Ноябрь, 2010 - 16:22
Изображение пользователя tdox.

аплет jin позволяет играть по инету на freechess.org
но там похоже людей нет или почти нет - а сплошные проги

0
Жюстина - 27 Ноябрь, 2010 - 17:08
Изображение пользователя Жюстина.

Ех,.. завидую я вам, вы даже опенсорсные обыграть можете, а я нет (((

А что до сих пор базами данных движки управляют, как ещё в 9 веке изобрели этот алгоритм, а не логикой?

0
tdox - 29 Ноябрь, 2010 - 14:41
Изображение пользователя tdox.

Жюстина - я не понял суть вопроса - а слово " опенсорсные" для меня звучит несколько более знакомо нежели вам - конртратака Тракслера -
сайт этот фричесс орг написан не для игроков - а для программистов - как я уже отмечал - там просто - нет окна чата - или он как то спрятан -
представтье что на этом сайте одни сплошные блоги и ссылки - и несколько очень хороших поисковых алгоритмов - и совсем нет людей - комментарии никто не пишеть - или есть один - два - которые заходят - раз в сутки для проверки - работает ли коннект -
в это случае вы скоро просто перестанете там писать свои блоги - а будете только пользоваться - как справочником

0
Lang - 28 Ноябрь, 2010 - 10:41
Изображение пользователя Lang.

Мини обзор Knights, может кому пригодится =)

С марта этого года возродилась разработка Knights
Поддерживаются след. режимы игр:

  • Игра против компьютера (любой движок, поддерживающий протокол XBoard (например GnuChess)
  • Игра вдвоём на одном компьютере
  • Сетевая игра (сервер freechess.org)

Несколько сменных тем, которые можно загрузить с http://kde-look.org/ не выходя из игры

Снимок экрана:

Скачать пакет для Kubuntu 10.10: https://launchpad.net/~nuovodna/+archive/nuovodna-stuff

Русификация:
1) Качаем с транка файлы http://l10n.kde.org/stats/gui/trunk-kde4/team/ru/extragear-games/ с расширением .po
2) Командой msgfmt <название_файла> конвертируем их в файлы .mo
3) Закидываем файлы с расширением .mo в /usr/share/locale-langpack/ru/LC_MESSAGES/

0
tdox - 28 Ноябрь, 2010 - 16:01
Изображение пользователя tdox.

https://launchpad.net/~nuovodna/+archive/nuovodna-stuff
-------------------
Timeout error
Sorry, something just went wrong in Launchpad.
We’ve recorded what happened, and we’ll fix it as soon as possible. Apologies for the inconvenience.
Trying again in a couple of minutes might work.
(Error ID: OOPS-1793F1475)

tdox@asuseeepc:~$ sudo apt-get install knights
[sudo] password for tdox:
Чтение списков пакетов... Готово
Построение дерева зависимостей
Чтение информации о состоянии... Готово
Некоторые пакеты невозможно установить. Возможно, вы просите невозможного,
или же используете нестабильную версию дистрибутива, где запрошенные вами
пакеты ещё не созданы или были удалены из Incoming.
Следующая информация, возможно, поможет вам:

Пакеты, имеющие неудовлетворённые зависимости:
knights: Зависит: libkdecore5 (>= 4:4.4.90) но он не может быть установлен
Зависит: libkdegames5 (>= 4:4.4.90) но 4:4.4.2-0ubuntu1 будет установлен
Зависит: libkdeui5 (>= 4:4.4.90) но он не может быть установлен
Зависит: libqtcore4 (>= 4:4.7.0~beta1+git20100522-0ubuntu1~lucid1~ppa1) но 4:4.6.2-0ubuntu5.1 будет установлен
E: Сломанные пакеты
tdox@asuseeepc:~$

0
Lang - 30 Ноябрь, 2010 - 11:24
Изображение пользователя Lang.

Очевидно же, что ему нужна либa из кde 4.5

0
tdox - 30 Ноябрь, 2010 - 11:56
Изображение пользователя tdox.

а как узнать какая у меня кеда? и как ее проапгрейдить до 4.5

0
DarkneSS - 30 Ноябрь, 2010 - 12:02
Изображение пользователя DarkneSS.

Открыть любое приложение КДЕ и клацнуть справка - о КДЕ.
Или в консоли aptitude show gwenview (например) - как узнать с apt я не помню: давно не пользовался.

Обновляем КДЕ до текущей стабильной версии отсюда, до последней стабильной - отсюда.

0
tdox - 30 Ноябрь, 2010 - 16:28
Изображение пользователя tdox.

пасиб - но это как выяснилось не так и просто -
с поиске на kde - выпадает уча приложений а самого кде нет - в папке
.kde/shared/ есть папка kde4
это и значт что оно = 4 ?
а стабильная версия не меньше 4.5?

0
DarkneSS - 30 Ноябрь, 2010 - 16:29
Изображение пользователя DarkneSS.

Любое приложение КДЕ:
kate
gwenview
dolphin
...

0
tdox - 28 Ноябрь, 2010 - 09:43
Изображение пользователя tdox.

-> Lang -
не очень мне понятно что значит разработка Knights
если игра идет на сервере freechess.org
а там людишек то нет почти и сайт и приложение не преднозначены для игры по инету - потому как даже окна чата в аплете нет (или он хорошо спрятан - я не нашел)
я например поиграл там 1час - и теперь нет желания - разве что владельцы сервака
мой 145 рублевый жпрс оплатят - так я еще 2-3 кмс а притащю - а так чо с прогой (да еще дохленькой) на чужом серваке играть - глупость какаято -

извиняюсь на нескромный вопрос Lang у вас какие спортивные успехи у самого
?кмс ? - в опенах играли? ученики денежные есть?

0
Lang - 28 Ноябрь, 2010 - 10:39
Изображение пользователя Lang.

Я просто сделал мини обзор Knights, может кому пригодится =)

не очень мне понятно что значит разработка Knights если игра идет на сервере freechess.org
Это ещё один графический интерфейс, если играть на freechess.org, на нём ни разу не приходилось играть. Но это как вариант

извиняюсь на нескромный вопрос Lang у вас какие спортивные успехи у самого
?кмс ? - в опенах играли? ученики денежные есть?

Да какой там, куда мне там балбесу =)

0
tdox - 28 Ноябрь, 2010 - 15:02
Изображение пользователя tdox.

пасиб
а может кто посоветует как поближе подобраться к тем кто занимается шахматным программированием?
- мож кто уже участвовал в этой деятельности?
али типа того...

кстати как там этот knidhts поставить?
ща сам попробую

0
tdox - 3 Декабрь, 2010 - 09:43
Изображение пользователя tdox.

-> Lang послушай а не могбы ты уточнить - на этом freechess.org
куда партии складываются как их качнуть - , и в каком формате, - хотябы свои
- но можно и ваще доступ ко всем - все таки - места они мало занимают - и думаю что на этом фриочесрге они где то хранятся?

0
Lang - 3 Декабрь, 2010 - 15:06
Изображение пользователя Lang.

Вы имеете ввиду историю партий?

0
tdox - 12 Декабрь, 2010 - 16:07
Изображение пользователя tdox.

именно ее я и имею ввиду и желательно не только своих но и чужих (то есть всех) - поскольку мои то ктото видит...

0
Lang - 12 Декабрь, 2010 - 20:08
Изображение пользователя Lang.

Думаю самое верное у них же и спросить, я не знаю

0
tdox - 12 Декабрь, 2010 - 23:48
Изображение пользователя tdox.

да не для людей это сделано - информация вопрос тонкий - ее нельзя извлечь не изменив -

0
Fatalist - 3 Декабрь, 2010 - 15:16
Изображение пользователя Fatalist.

Поделюсь теми шахматами, которые видел я:
1) Brutalchess

0
tdox - 12 Декабрь, 2010 - 16:08
Изображение пользователя tdox.

обьемность тут не нужна - наоборот - "не нужна обьемность" - ...
спасибо

0
Mike - 12 Декабрь, 2010 - 19:43
Изображение пользователя Mike.

цепануться к нужным портам телнетом и отдавать команды консольно - это истинный путь шахматных самураев?

0
tdox - 12 Декабрь, 2010 - 23:55
Изображение пользователя tdox.

давай сразимся Mike? - тока не отвечай жестко - а то я как то спросил об этом одноклассника своего - (тоже кстати крутого линуксойда - владельца асп-линку и параллелз - а он мне - "та ты чо - рабочий же день - а ты пару партий" - а чо у меня тренер всю жизнь в шахматы на работе играет - а дома тоже иногда или ты тоже считаешь что плей чесс можно - 1 раз в год в поезде или на пляже? и это ваще -бесполезная трата времени(как доктор марио)

0
Mike - 13 Декабрь, 2010 - 15:28
Изображение пользователя Mike.

Да ну, брось =) Я же коня от ладьи без компаса не отличу =)
В шахматы в последний раз играл лет 17 назад =)
А тот мой коментарий - это такой не очень тонкий стеб по поводу ненужности объема =)

0
tdox - 13 Декабрь, 2010 - 15:56
Изображение пользователя tdox.

ну может ты сайт шахматный имеешь в кармане? - так ты не стесняйся - говори - я те клиентов пригоню

0
Mike - 13 Декабрь, 2010 - 15:58
Изображение пользователя Mike.

дык если у тебя клиентов дофига, что ж вы друг с другом на freechess.org не режетесь?

0
tdox - 13 Декабрь, 2010 - 16:07
Изображение пользователя tdox.

ну во первых не дофига а во вторых есть более удобные сайты в третьих мы можем друг с другом и сами погонять в реале - в четвертых freechess.org это не наш сайт и даже не дружественный - ты же не выкладываешь все лучее на чужой сайт? найти контакт номальный с владельцами сайта не получается - каждый кто написал такой сайт считает что все кто на нем уже ему должны...- ты мог заметить - что нормального шахматного сервиса нет даже у гейтса - вот шашки пожалуста нарды - тоже есть (всегда есть клиенты) а шахмат нет -
томк есть веские причины (это специфика) я давно ищу того кто помог бы нарисовать сайт - но все или говорят идиотские цены (слишком большие или слишком маленькие) - или сразу говорят какие то глупости

0
tdox - 13 Декабрь, 2010 - 15:57
Изображение пользователя tdox.

я те фору дам...?

Отправить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите цифры