OpenSource CRM/ERP. муки выбора

Изображение пользователя aRise.

Озадачился не так давно выбором открытой CRM или ERP системы.
Для тех кто в танке:
ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System — Система планирования ресурсов предприятия) (c) Wiki
CRM- ( Customer Relationship Management System) - Система управления взаимодействием с клиентами (c) Wiki

Предпосылки как и у всех просты. снежный ком документов организации продолжает расти, но при этом никакой автоматизации бизнес-процессов. куча разрозненных документов на файл-сервере, заказы и заявки от клиентов зачастую записаны от руки на клочках бумажек и покоятся где-то в общем хламе рабочих столов. серийные номера железок и софта для продажи если и есть, то в каки-нибудь табличках, закопанных в пучине папок. количество договоров по которым идет постоянная работа перевалила за 1000 и сама собой возникла мысль что рано или поздно этот карточный домик рухнет. В общем приступил к изысканиям..
Принципиальное требование к системе - кроссплатформенность. както так получается, что часть конторы у нас сидят на винде а часть на линуксах.
Так или иначе были подняты и протестированы различные системы.
(К слову сказать идела так и не нашлось - одна из вещей которой я по своим обязанностям занимаюсь - продажа ПО и спец.железок. в процессе необходимо фиксировать серийные номера софта и комплектующих приходящих от партнеров, а при их передаче клиенту - фиксация какая именно железка или софт кем из клиентов куплена.)
итак. небольшой обзор того что я осмотрел:
1. CRM:Клиентская база
Официальный сайт: http://www.clientbase.ru/
Онлайн демо: http://clientbase.ru/demo/
Версии под винду и линь почемуто отличаются! Виндовая более безглючная.
Установка простая. все ясно и понятно. довольно приятная...
пробная версия имеет ограничение на количество пользователей и количество записей в таблицах
Плюсы:

  • быстрый веб интерфейс (один из самых быстрых среди всех)
  • изначально российская система, поэтому проблемы локализации не стоит
  • хорошая поддержка со стороны производителя
  • простая как три копейки. для администрирования и внедрения большого ума не надо.
  • легкая масштабируемость (введение новых таблиц, вкладок и т.п.)
  • простота создания документов rtf,docx,pdf,html по шаблону (но с некоторыми досадными ограничениями)

Минусы:

  • очень скудные возможности
  • имеются откровенные косяки
  • закрытый код (подправить под себя или дописать что-то не получится)
  • платная (хотя и недорогая)

2. SugarCE CRM
Официальный сайт: http://www.sugarcrm.com/
Онлайн демо: http://www.sugarcrm.com/crm/ondemand_eval.html?lsd=hdr (для доступа к демо необходимо заполнить форму)
Разворачивание системы несложное.
Аяксовские плюшки придают красивости конечно. но тормозит.... мама... %)
Довольно непростая в администрировании.
Плюсы:

  • довольно много примочек и возможностей "из коробки"
  • приемлемая русификация
  • очень навороченный интерфейс (красивости и удобности на ajax)
  • php+mysql. открытый код. можно править, дописывать модули...
  • есть рускоязычное коммюьнити.

Минусы:

  • ооочень тормозная! (среди осмотренных самая медленная)
  • практически отсутствуют свободно распространяемые модули (система хоть и GPL, но этим отсутствием вынуждают платить за поддержку/разработку/внедрение...)

3. vTiger CRM
Официальный сайт: http://www.vtiger.com
Онлайн демо: http://demo.vtiger.com/
в свое время проект отделился от SugarCE и имеет с ним много общего. сейчас разработкой занимаются товарищи из Индии.
установка и администрирование сравнимы с тем что было в сахарке (оно и понятно. общего кода куча).
интерфейс похож, но плюшек-рюшек и прочих красот поменьше.
радует наличие плагинов для OpenOffice и MS Office, Thunderbird, Outlook... есть платные клиенты для мобилок iPhone и на базе Andoid, адаптированная для мобил веб-морда... в общем все круто.
Плюсы:

  • довольно быстрая
  • открытый исходный код (php+mysql). правь сколько угодно!
  • довольно много дополниельных модулей (как платных так и бесплатных)
  • очень понравилась реализация групповой рассылки e-mail да и работа с почтой в принципе
  • хорошая локализация
  • Довольно много документации по использованию и администрированию

Минусы:

  • несколько перегружен интерфейс
  • фактически отсутствует русскоязычное коммьюнити
  • проблемы с UTF-8 кодировкой (хотя часть решена фиксами)
  • код местами приходится править (см.предыдущий пункт)
  • модификация системы дополнительными полями в записях и т.п. довольно ограничена (в первую очередь не хватает типа поля "связь")

)

4. OpenERP
Официальный сайт:
Онлайн демо:
Установка под Виндой в пару тыков.
под линем - "apt-get install openerp-server" :)
Однако по умолчанию умеет делать документы только в формате pdf.
модуль для отчетов OpenOffice (odt, rtf, doc) устанавливается отдельно. под линем довольно просто, под виндой - опухнуть проще! виндовый сервер собран на python 2.4 а модулю требуется 2.6. и тут начинаются танцы с бубном...
под убунтой установка этого модуля на порядок проще делается.

Плюсы:

  • очень быстрая
  • безумное количество дополнительных модулей
  • возможность работать не только в браузере (есть клиенты под винду и под линукс)
  • открытый код Python+postgre (хоть и не php, но все равно в случае чего разобраться можно)
  • логичный принцип построения интерфейса

Минусы:

  • сложна в администрировании и развертывании
  • часть интерфейса локализировать невозможно (не много, но всеже)
  • в некоторых модулях вылезают проблемы с кодировкой (все тот же UTF-8. для устранения надо переходить на питон3, но разработчики не горят желанием)
  • кроме этих были осмотрены и другие системы автоматизации (openBravo, Alfresco, webERP, salesExpert...) но они по тем или иным причинам сходу отошли...
    для объективности были рассмотрены и продукты от 1С и мелкомягких. 1С по причине ценника не шибко понравился, а Microsoft Dynamics вызвал стойкое отторжение сразу после прочтения надписи в демо, в которой ненавязчиво просили установить движок Silverlight.
    Если озадачиться расстановкой оценок этим системам, то я бы оценил следующим образом:
    1. vTiger CRM (за неплохие возможности, высокую скорость и возможность внесения изменений "малой кровью")
    2. OpenERP (долго выбирал между ней и тигренком... но всеже. все безумно круто, но вносить изменения сложно а без этого под свои нужды ее настроить нет возможностей)
    3. CRM:Клиентская база (офигенная простота и реально работающая поддержка)
    4. SugarCE CRM (доп.модулей практически нет, работает медленно..)

    Комментарии (12)

    0
    Fatalist - 14 Январь, 2011 - 05:56
    Изображение пользователя Fatalist.

    Неплохой обзор, спасибо.

    0
    _KoT_ - 14 Январь, 2011 - 09:37
    Изображение пользователя _KoT_.

    Спасибо за обзор. Дело нужное.

    0
    alex1812 - 14 Январь, 2011 - 10:31
    Изображение пользователя alex1812.

    Тоже скоро встанет проблема выбора, спасибо что сократили количество вариантов =)

    0
    aRise - 14 Январь, 2011 - 18:17
    Изображение пользователя aRise.

    сейчас усердно работаю напильником над тигренком.
    раз интерес есть - буду отписывать.

    0
    Гость - 15 Январь, 2011 - 07:58

    Почему не изучил решения от 1С

    0
    Гость - 2 Октябрь, 2011 - 09:09

    Потому что рвотный рефлекс. Вы попробуйте в нем что-то БЫСТРО сделать. Например, ввести накладную из 50 позиций за полдня.

    0
    Гость - 6 Октябрь, 2014 - 00:20

    а какая из представленных в обзоре систем позволяет ввести накладную из 50 позиций быстрее, чем это сделает 1С ?

    холивар у вас к 1С, не более

    +2
    Apanni - 8 Октябрь, 2014 - 07:03

    У нас стоит допиленная 1с унф.3 Менеджера в день принимают заказов на 3 тысячи позиций. Я за час штампую накладные на 200 позиций, и ещё успеваю кофе выпить, и на kubuntu.ru полазить

    0
    Гость - 28 Сентябрь, 2011 - 12:19

    Спасибо за обзор! ОЧень толково описано!

    +1
    Гость - 6 Октябрь, 2014 - 00:24

    обзор технаря для технарей.
    внедренная таким образом система будет зашибись для админа и, вероятнее всего, полным провалом для конторы.

    поймите дорогие админы, не вы должны выбирать подобные системы. это системы для поддержки бизнеса и бизнес-пользователи должны определять сначала требования к подобного класса системам, а потом и соответствие.

    поэтому с аргументами "оно захотело silverlight, а потому улетело в топку" - извините в сад. хоть на бейсике пусть будет, критерий выбора - соответствие бизнес-требованиям, а не предпочтениям админа.

    +2
    dyug - 6 Октябрь, 2014 - 11:02

    осталось только дождаться этих "бизнес-требований", составленых очередным неадекватом в виде - купите 50 серверов от МС и заплатите нам за настройку 100 мильонов и будет счастя (вопрос, кому ответ имеет, но увы, это обычно не контора, где это внедряется)

    0
    Гость - 9 Август, 2015 - 02:38

    WireCRM еще в догонку, мне нравится

    Отправить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите цифры