Спустя неделю после заявления о переходе на использование в будущем релизе Ubuntu в качестве интерфейса по умолчанию оболочки Unity вместо GNOME Shell, Марк Шаттлворт рассказал в своем блоге об очередном революционном шаге: разработчики планируют перейти к использованию вместо X-сервера дисплейного сервера Wayland. Выбор Wayland с бэкендом на базе OpenGL обусловлен желанием обеспечить новый уровень графического оформления и визуальных эффектов, при использовании классического X-сервера реализация которого по мнению разработчиков Ubuntu чрезвычайно усложнена.
Для обеспечения задуманных функций на базе стандартного X-сервера потребовалась бы разработка X11-расширений, которые трудно совместить с базовыми целями X11 и которые требуют кардинальной переработки протокола X11. При использовании OpenGL задача существенно упрощается, но ценой данному шагу служит отказ от таких ключевых ценностей X11, как сетевая прозрачность (приложение может быть запущено на одной машине, а графический интерфейс сформирован на другой машине). Другими из рассмотренных вариантов были: адаптация композитной подсистемы из платформы Android, попытки убедить некоторых проприетарных вендоров открыть код своих продуктов и намерение написать собственный дисплейный сервер с нуля. В итоге, рассмотрев все плюсы и минусы, было решено остановиться на развитии кодовой базы проекта Wayland.
Wayland еще только развивается и не доведен до финальной стадии, поэтому работа предстоит большая и проект его внедрения в Ubuntu носит долгосрочный характер. Из предстоящих работ отмечается развитие открытых видеодрайверов и поддержки KMS-модулей ядра. Появление первых пригодных для тестирования результатов работы ожидается приблизительно через год. При удачном стечении обстоятельств, Wayland может быть интегрирован по умолчанию в Ubuntu ориентировочно в 2012 году, но при возникновении непредвиденных проблем реализация проекта может затянуться.
Переход на Wayland не станет ломать сложившиеся устои и не приведет к перевороту в мире свободных десктоп-приложений: для запуска классических X-приложений в окружении Wayland планируется разработать специальную прослойку для обеспечения режима совместимости. Разработчики Ubuntu также готовы оказать помощь проектам GNOME и KDE в процессе адаптации данных десктоп-окружений для работы поверх Wayland.
Wayland отличается от классического X-сервера тем, что на уровне сервера выполняется только переадресация всех окон, а все операции рендеринга и управления окнами производятся на стороне клиента и передаются для обработки серверу со встроенным композитным менеджером. Сервер не поддерживает API отрисовки и оперирует только с уже сформированными окнами, что позволяет избавится от двойной буферизации, при использовании таких библиотек как GTK+, Qt и Clutter. Все операции отрисовки производятся силами дополнительных библиотек, например, OpenGL ES, FreeType и Cairo. Взаимодействие с аппаратным обеспечением, например, проведение инициализации, переключение видеорежимов (drm modesetting) и управление памятью (GEM) графических карт, производится через KMS-модуль, работающий на уровне ядра, что позволяет обойтись без привилегий суперпользователя.
http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=28544
Комментарии (16)
Ой, а можно на нормальном русском теперь объяснить, чего хорошего\плохого мы с этого поимеем, а то из статьи это не понятно.
И вообще, не знаю, кому как, а мне это напоминает эксперимент с пульсом, который так и глючит у многих.
Вот когда сделают, тогда и оценим этот Wayland.
Эх новички...
Изначально стали искать замену иксам в маемо, так как из-за двойной буферизации в приложениях, при задействовании 3D, fps уменьшается в 2 раза. В результате начался поиск... Кроме того, иксы настолько специфичны, что даже профессионалам очень трудно писать драйвера, тем более для мобильных девайсов. Одной из причин, кстати по переходу на каскадную схему построения интерфейса, является также производительность, так как при этом будет задействован тулкиты Qt использующие OpenGL 1.1-4 в зависимости от возможностей вашего видео. На данный момент KDE использует только 1.1. Так что ждем KDE SC 4.6. Иксы теперь будут частью вейлэнда в виде модуля. Марк посмотрел на юнити и понял в чем основная проблема производительности и быстрого снижения заряда батареи. Кроме того, освободится немного памяти.
т.е. вся эта канитель затеяна только ради мобильных платформ и планшетов? или со временем коснется и десктопных систем?
Декстопам, которым не сдались сетевые возможности иксов, станет лучше. Так обещают.
если от этого производительность увеличится, то хорошо.
Для этого и пилят.
ИМХО, а там разве драйвера всех мультимедиа устройств не нужно будет переписывать?
всей то мультимедии зачем? а вот для видях - да.
Опять значит будут проблемища с ATI и nVideo O_o
будут, да. Как поговаривают, у нВидии ожидаются проблемы, потому как нВидиа никак не желает допилить KMS, а у АТИ - просто проблемы, как всегда. Но не это, как говорят, страшно, а то, что спектр устаревших видях, не умеющих дружить с ОпенГЛ-ом, останется не у дел. Так что есть повод задуматься об апгрейде железа уже сейчас.
У ати как раз нет никаких проблем, просто они отказались поддерживать карточки старые с директихом 9 и всё.
А новые идеально работают.
а они их вообще когда-то поддерживали? тут, по-моему, весь синий, да и вообще все интернеты залиты слезами АТИ-фагов =)
А почему будут проблемы у nVidia?
По-моему как раз у них самые нормальные дрова и интерфейс пользователя управления видеокартой.
Интелловские видяхи хоть и не имеют нормального управления, но они хотя бы работают.
А вот ATI я, в ближайшие лет десять ставить точно не буду.
Как такая видяха у меня работает в ноуте я сам не понял, но главное, что работает, так что мой старичок ещё поживёт.
будут потому, что разработчики не планируют поддерживать некоторые необходимые фичи для перехода и wayland (или как там его) вообще.
У нВидии ожидаются проблемы в связи с тем, что они не хотят запилить kms-модуль (или как там его). Как-то так...
Отправить комментарий